Сломался генератор: поиск поломок и их устранение
Поломка генератора является одной из наиболее распространенных проблем с автомобильным электрооборудованием. Это устройство отвечает за преобразование механической энергии в ток, который затем подается к аккумуляторной батарее и используется в качестве источника питания для осветительных и иных приборов внутри машины.
Если генератор неисправен, происходит быстрая разрядка аккумулятора, а также снижается эффективность работы многих систем авто. В итоге это может привести к сложностям при запуске двигателя, снижению управляемости транспортного средства и даже к аварии. Поэтому важно своевременно обнаруживать поломки и устранять их.
Поломки автомобильного генератора – одни из самых частотных
Основные признаки поломки генератора
- Мигание/постоянное горение сигнальной лампы генератора на приборной панели при работающем двигателе;
- тусклый свет и постепенное угасание салонного освещения или автомобильных фар, а также резкое увеличение яркости светового оборудования;
- посторонние шумы, скрежет и визг при запуске или работе двигателя;
- разряженное состояние или перекипание аккумуляторной батареи;
- повышенное напряжение в электрической цепи автомобиля;
- генератор плохо справляется с нагрузкой.
Тусклый свет фар и в салоне может быть признаком поломки генератора
Распространенные неисправности генератора
- обрыв роторной обмотки или ременного привода;
- поломка регулятора или предохранителя монтажного блока;
- повреждение диодного моста, клемм или контактов аккумулятора;
- нарушение работы прижимных пружин или подшипников;
- истирание или оплавление щеток генератора.
Часто встречающиеся причины поломки генератора
Наиболее часто проблемы с генератором возникают из-за износа его деталей, а также слишком интенсивной и небрежной эксплуатации автомобиля. Предотвратить возникновение поломок по этим причинам возможно, если регулярно проводить техническое обслуживание и заменять дефектные элементы.
Негативные факторы окружающей среды могут быть причиной неисправности генератора
Также распространены неполадки, вызванные коррозией металлических частей транспортного средства. Помимо этого, специалисты отмечают, что источником проблем с генератором может стать:
- использование комплектующих низкого качества;
- факторы среды: влага от осадков, излишне высокая температура воздуха, попадание под капот солей, пыли и грязи;
- подключение к штатной проводке слишком большого количества электроприборов, работающих одновременно.
Неисправность генератора: алгоритм действий
Изучив список признаков поломок, большинство автовладельцев зададутся вопросом, что делать при обнаружении их у собственного транспортного средства. Конечно, оптимальным вариантом является оперативное обращение в ближайшую мастерскую для проведения комплексной диагностики и починки. Однако базовые диагностические процедуры можно провести самостоятельно:
- Визуальный осмотр: необходимо определить правильность положения генератора, наличие загрязнений и надежность креплений.
- Проверка предохранителя и регулятора напряжения.
- Проверка работоспособности деталей: целостность и уровень натяжения ремня генератора (допустимое провисание – не более чем на 1,5 см), беспрепятственное вращение ротора, состояние щеток, подшипников, контактных колец и т. д.
- Проверка обмотки генератора и стартера на наличие обрывов.
- Проверка с помощью мультиметра: при помощи щупов проверяется напряжение переменного тока диодного моста (норма – не менее 0,5 В) и сопротивление в обмотке ротора (не более 10 Ом). Отсутствие показателей говорит об обрыве цепи.
Полноценная проверка состояния цепи возможна только в условиях мастерской. При обнаружении неисправностей их устранение проводится путем замены отдельных деталей или узлов целиком на новые.
Современный автомобильный мультиметр
Чего нельзя делать при проверке генератора:
- современные устройства нельзя проверять традиционным кустарным способом «на искру», подразумевающим кратковременное короткое замыкание, что может привести к поломке электрооборудования авто;
- отдельное включение генератора при отключенном аккумуляторе не рекомендуется.
Если генератор вышел из строя в пути…
Ситуация, когда сломался генератор на дороге, не является редкостью. В таком случае автовладельцу стоит провести визуальный осмотр и проверку по указанному выше алгоритму, определив возможности самостоятельного устранения проблемы. Если решить проблему не получается, следует добраться до ближайшей мастерской.
Помните, что при хорошо заряженной аккумуляторной батарее автомобиль даже при неисправном генераторе способен проехать от 50 до 100 км. При этом следует не выключать зажигание на светофорах и реже переключать скорости, а также отключить вспомогательные электроприборы, чтобы снизить расход энергии.